Согласно WSJ , Госдепартамент скоро обзаведётся новой структурной единицей — Бюро по вопросам киберпространства и цифровой политики (Bureau of Cyberspace and Digital Policy). Бюро будет включать три подразделения по вопросам:
1) международной кибербезопасности (сдерживание, переговоры с союзниками и политиками, выработка политики);
2) цифровой политики (например, продвижение за рубежом доверенных телекоммуникационных систем);
3) цифровых свобод (защита прав человека онлайн и взаимодействие с гражданским обществом).
Руководитель бюро назначается Сенатом.
На данный момент в Госдепартаменте существует Офис координатора по кибервопросам (Office of the Coordinator for Cyber Issues), он был создан в 2011 году. Этим офисом в должности заместителя координатора руководит главная американская переговорщица Мишель Маркофф.
Также в рамках организационных перемен в Госдепартаменте появится пост специального посланника по вопросам критических и новых технологий, в портфель которого войдут искусственный интеллект, квантовые вычисления, биотехнонологии и т.п.
WSJ отмечает актуальность появления нового бюро ростом угроз, с которыми США сталкивается в киберпространстве. Попытки организовать соответствующую работу на уровне Госдепартамента шли на протяжении последних трёх администраций.
Можно добавить, что идея создания бюро по кибервопросам претерпела несколько итераций. В 2018 году госсекретарь Рекс Тиллерсон предложил создать Bureau for Cyberspace and the Digital Economy. Летом 2019 Госдепартамент прислал в Конгресс план создания Bureau of Cyberspace Security and Emerging Technologies (это название попало в рекомендации Cyber Solarium Commission). Под конец президентства Трампа Майк Помпео даже заявил о создании такого бюро, но затем Счётная палата США сочла, что у него получается слишком узкий мандат. Пару месяцев назад идеи о правильной реорганизации высказывали эксперты из той самой Cyber Solarium Commission. В общем, было сломано много копий.
Одним из центральных вопросов было, что именно нужно собирать в новое бюро из других частей Госдепартаменте: только кибербезопаснсоть? Другие технологии? Цифровые свободы? Цифровую экономику? Экспертиза по всем этим вопросам органично возникла в других бюро, но считалось, что для обеспечения синергии основную часть цифровых компетенций ведомства нужно собрать вместе. Это очень хорошо показывает сквозное влияние ИКТ на традиционную сферу деятельности дипломатов.
В итоге решили цифровые вопросы собрать в новом бюро, а прочие технологии будущего отдать спецпосланнику. При этом в Госдепартаменте пока не определились, куда в долгосрочном плане их структурно вписать. В связи с широким охватом тем их не получается вверить, допустим, замгоссекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности. Поэтому оба поста как минимум в течение года будут подчинены напрямую первому заместителю госсекретаря (сейчас эту позицию занимает Венди Шерман), а дальше будет видно.